Представьте «нутро» авто, где мотор напрямую подключен к коробке переключения передач. А теперь представьте движение такого транспорта. Автомобиль начнет двигаться рывками, отсутствует возможность переключать передачи, а в случае остановки потребуется полностью заглушить мотор. Коробка передач «проживет» от такой езды от силы несколько дней. Перегрузка пагубно скажется на двигателе внутреннего сгорания. Улавливаете перспективу? Сцепление успешно предотвратит печальные последствия. Сам по себе механизм сцепления представлен двумя дисками, обработанными специальным фрикционным покрытием (материал, отличающийся высоким показателем коэффициента трения). Ведущий диск сцепления, как и ведомый, изготавливается из органического материала и проволоки. Проволока необходима для обеспечения отвода образующегося во время трения тепла.
Система сцепления играет одну из решающих ролей в устройстве механизма автотранспортного средства, позволяя сделать вождение удобным и максимально безопасным для сохранности деталей машины. Сцепление отличается количеством дисков, характером трения. Корзина сцепления (нажимной или ведущий диск) имеет два варианта конструкции:
Корзину сцепления, оборудованную диафрагмальной пружиной, составляет:
- нажимной диск – стальной, массивный. Одна поверхность диска гладкая и используется для установления связи с фрикционной накладкой. Другая сторона нажимного диска неровная, имеет углубления и выступы. Используется для контакта с кожухом корзины сцепления;
Пружинно-рычажные корзины имеют:
Ведомый и ведущий диски составляют основу системы сцепления, но не стоит недооценивать роль остальных составляющих элементов.
При халатном, слишком грубом обращении рискуете сильно повредить сцепление. Сам по себе механизм требует постоянного внимания, регулировки, устранения неисправностей, своевременной замены непригодных к работе частей. К наиболее уязвимым из всех дисков любых сцеплений относятся ведущие и ведомые диски. Зачастую ведущей диск поддается эксплуатационным деформациям. Тогда в случае пригодности диска к дальнейшему использованию его рихтуют. Иногда деформации необратимы, приводящие к замене диска. Износ пружин также нередкое явление. Тогда механизм необходимо разобрать и заменить элементы на новые.